В соответствии с Инструкцией "О проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Приказа Госстроя от 04.09.2000 N 199) лоджия - перекрытое и огражденное в плане с трех сторон помещение, открытое во внешнее пространство, служащее для отдыха в летнее время и солнцезащиты. В последние годы в различного рода правовых актах (в том числе в федеральных законах) все чаще правовое значение стало придаваться не жилой, но общей площади жилого помещения (квартиры, дома). В Жилищном кодексе Российской Федерации эта тенденция получила законченное оформление. Так, учетная норма и норма предоставления устанавливаются исходя из общей (а не жилой) площади жилого помещения.
В связи с этим требуется установить, что включается в общую площадь квартиры или иного объекта жилищных прав. Эта задача решается в ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что в общую площадь входит все, что образует данный объект жилищных прав (жилые комнаты, прихожая, коридор, кухня, гардеробная, ванная, туалет и пр.), за исключением указанных здесь же объектов (балконов, лоджий, веранд и террас). Перечень исключений сформулирован императивно и как исчерпывающий, то есть никаким иным федеральным законом, другим правовым актом или договором нельзя его изменить или дополнить. Но не входят в общую площадь балконы, лоджии, веранды и террасы, если они не подвергнуты переоборудованию и переустройству с целью увеличения размера общей площади жилья (с соблюдением требований ст. 26 Кодекса).
Дроздов И.А. в статье "Понятие жилого помещения" <1> считает данный подход странным, поскольку помещение представляет собой недвижимую вещь, элементы (части) которой лишены какой-либо самостоятельности и не могут рассматриваться в качестве объектов гражданских прав. Между тем в данном случае законодатель исходит из обратного и допускает наличие помещения в помещении. Принцип "матрешки" противоречит существующему применительно к объектам недвижимости принципу: придание самостоятельного юридического значения части целого исключает самостоятельность целого, превращающегося в этом случае в совокупность его частей. Кроме того, вызывает удивление тот факт, что по смыслу ЖК балконы, лоджии, веранды, террасы к жилому помещению не относятся. По сути, это означает, что указанные объекты участвуют в гражданском обороте отдельно от жилых помещений, а это, совершенно очевидно, нонсенс.
--------------------------------
<1> Дроздов И.А. Понятие жилого помещения // Закон. 2006. N 8.
Если взять экспликацию к любой квартире, можно заметить, что отдельно указываются общая площадь квартиры, ее жилая площадь и прочие летние помещения.
Расчет общей площади квартиры особенно важен, когда мы сталкиваемся в суде с такими вопросами, как определение порядка пользования квартирой (жилым домом), определение доли в совместной собственности.
Диордиева О.Н. <2> придерживается такой же точки зрения, почему исключают из общей площади жилого помещения так называемые летние помещения: балконы, лоджии, веранды и террасы; разве эти помещения не подпадают под категорию площади вспомогательного использования, предназначенной для удовлетворения бытовых и иных нужд? К примеру, велосипед жильцы квартиры будут хранить в коридоре либо в темной комнате во вспомогательном помещении и разве не вынесут его на балкон хотя бы летом? Разве балкон не удовлетворяет бытовые потребности?
--------------------------------
<2> Диордиева О.Н. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации // Нотариус. 2005. N 2.
После вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) регулирование отношений, возникающих в связи с переустройством и перепланировкой жилых помещений, осуществляется иначе, чем было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР, который содержал только одну статью (ст. 84), определяющую лишь самые общие правила проведения перепланировки и переустройства жилых помещений. Детальная же регламентация указанных действий была предусмотрена значительным количеством подзаконных актов, причем в некоторых случаях противоречащих друг другу.
Приватизация отдельных жилых помещений многоквартирных домов в сочетании с конституционной нормой о неприкосновенности жилища привела к парадоксальной ситуации в деле управления многоквартирными домами. С одной стороны, собственник жилого помещения имеет право не допускать в жилое помещение представителей надзорных и правоохранительных органов без санкции суда при отсутствии опасности для жизни граждан или их имущества, а с другой стороны, существует реальная необходимость содержать и ремонтировать на постоянной основе общее имущество многоквартирного дома, значительная часть которого находится внутри жилых помещений. Данная коллизия вызывает серьезную озабоченность у специалистов, поскольку внутри жилых помещений расположены такие конструктивные элементы зданий, как несущие стеновые панели, межэтажные перекрытия, лоджии, ограждающие наружные панели, вентиляционные системы, элементы систем теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения.
Право выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения имеет только собственник или уполномоченное им лицо. Не обладают таким правом наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, если только они не уполномочены собственником на совершение этих действий.
Наниматель жилого помещения, занимающий его по договору социального найма, может быть заявителем в случае, если он уполномочен на представление предусмотренных настоящей статьей документов наймодателем. В соответствии с ГК РФ (ст. 672) договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, а также к такому договору применяются правила ст. ст. 674, 675, 678, 680 и других статей ГК РФ. Статья 678 ГК РФ указывает на то, что наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Помимо согласия наймодателя нанимателю переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения потребуется представить также согласие всех членов семьи (в том числе временно отсутствующих), занимающих помещение на основании договора социального найма.
Заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения (его форма утверждается Правительством РФ), а также документы, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 26 ЖК Российской Федерации, подаются в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
ЖК Российской Федерации установил исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки. Таким образом, местное законодательство не может устанавливать свои правила, вносить в этот перечень изменения и требовать от заявителя представления каких-либо других документов.
В подтверждение принятия документов у заявителя орган, осуществляющий согласование, выдает ему расписку с перечнем принятых документов. В такой расписке обычно указывается дата не только получения вышеупомянутым органом представленных документов, но и получения согласования.
Не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов должно быть принято решение о согласовании или об отказе в согласовании.
При положительном решении заявитель не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения получает соответствующий документ, форму которого устанавливает Правительство РФ. Если заявитель не явился лично для получения указанного документа, орган местного самоуправления, осуществляющий согласование, направляет документ в день предполагаемого получения заявителем документа по адресу, указанному в заявлении.
Документ, выдаваемый органом, осуществляющим согласование, на основании принятого решения о согласовании, служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения только тогда будут считаться не самовольными, противоправными, а проведенными с соблюдением требований законодательства, когда будет получено на то согласование с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
К примеру, в городе Москве все полномочия по выдаче разрешений на внутриквартирное переустройство перешли к Мосжилинспекции на основании Постановления Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы". Инспекторов Мосжилинспекции обязали принять все необходимые документы в режиме "одного окна" и в течение установленного законом времени выдать разрешение на перепланировку (переустройство) помещения или мотивированный отказ.
Из всех требуемых документов (правоустанавливающие документы на помещение, его технический паспорт и другие) особым является проект переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Он должен быть подготовлен и оформлен в установленном порядке.
Для того чтобы подготовить проект, нужно обратиться в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление такой деятельности. Лучше всего, конечно, сходить в ДЭЗ или управляющую компанию и узнать, кто делал проект дома, в котором находится переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение. Дело в том, что проект перепланировки (переустройства) лучше всего заказывать в той же самой проектирующей организации, поскольку ее специалистам известны все слабые места этого дома и им будет проще получить все необходимые согласования. Затем заключается договор между организацией-проектировщиком и собственником либо иным уполномоченным им лицом переустраиваемого (перепланируемого) помещения. В договоре необходимо указать пункт о том, что все необходимые согласования проектировщик получает сам, иначе собственнику помещения либо уполномоченному им лицу нужно будет лично получать их в Мосгорэкспертизе.
По проекту выполняются следующие работы.
При перепланировке:
- устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках (когда помещения объединяются по горизонтали);
- устройство проемов в перекрытиях (когда помещения объединяются по вертикали);
- установка внутренних лестниц;
- устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен;
- изменение конструкций полов (с увеличением нагрузок);
- изменение формы оконных и наружных проемов;
- ликвидация оконных и наружных дверных проемов;
- устройство оконных и наружных дверных проемов;
- изменение входов в здание;
- устройство входов в здание;
- пристройка тамбуров входов;
- ликвидация балконов, тамбуров, козырьков;
- изменение формы балконов, лоджий, тамбуров и козырьков;
- остекление лоджий и балконов;
- замена столярных элементов фасада;
- изменение материалов и пластики внешних конструкций;
- объединение лоджий (балконов) с внутренними помещениями;
- другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
При переустройстве:
- замена технологического, инженерного и сантехнического оборудования (под новое функциональное назначение помещения);
- устройство туалетов, ванных комнат, кухонь;
- перестановка нагревательных (отопительных), сантехнических и газовых приборов (кроме переноса радиаторов в застекленные лоджии и на балконы);
- установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
- замена и (или) установка дополнительного инженерного оборудования, увеличивающая энерго-, водопотребление, с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (за исключением устройства полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления);
- установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн и других);
- другие работы, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Собственнику переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, которое находится в доме, являющемся памятником архитектуры, истории и культуры, нужно представить в орган, осуществляющий согласование, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Также данное Постановление указывает, что с целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, чтобы не допустить их дальнейшего развития.
Не допускается:
- использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение;
- самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
А.И. Якупова
Источник: "Жилищное право", 2007, N 12