Рассмотренный спор разгорелся вокруг положений Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года No 307-62 «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге», а именно абз. 1 п. 2 ст. 1 «проживающий в Санкт-Петербурге на день вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в общей сложности не менее пяти лет». Сама формулировка закона Санкт-Петербурга достаточно интересна и позволяет говорить о дискриминации по месту регистрации, т.к. гражданину не зарегистрированному в Санкт-Петербурге с 2004 года невозможно воспользоваться мерами защиты дольщиков. Если предположить, что какой-то житель, например Ямала, хотел перебраться на пенсии в Санкт-Петербург и его обманул застройщик, он будет вынужден решать свои проблемы самостоятельно при этом оставшись без вложенных в строительство денег. Вместе с тем, именно плохой контроль со стороны Санкт-Петербурга привел к ситуации с застройщиком. Город мог своевременно вмешаться, но не сделал этого, поэтому логично будет расширить программу на всех «обманутых дольщиков» в Санкт-Петербурге вне зависимости от регистрации. Стоит обратить внимание на то, что речь идет о застройщиках действовавших до введения 214-ФЗ, таким образом проблемам дольщиков примерно 20 лет и они до сих пор не решены. В похожую ситуацию попал и заявитель, который начал обжаловать отказ о включении в реестр участников долевого строительства, нуждающихся в защите - «обманутых дольщиков».
Конституционный Суд фактически приходит к выводу о том, что дело помощи дольщикам относится к вопросу регулирования законодателем субъекта Российской Федерации и как законодатель определил правила помощи, так они и должны исполняться. Конституционный Суд специально подчеркиевает, что принятые субъектами законы «имеют существенные различия в определении конкретных мер государственной поддержки, включая меры финансового или организационного характера». «Круг лиц, на которых распространяются предусмотренные этими законами меры поддержки, также достаточно разнообразен» - пишет суд. Как видно такие различия могут приводить к дискриминации отдельных участников долевого строительства или предоставлению одним участникам больше прав по сравнению с другими. В целом, я скорее поддержу позицию заявителя, нежели судов.
Определение Конституционного Суда от 12 октября 2023 года