Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила законопроект, позволяющую Федеральной налоговой службе требовать у аудиторских компаний документы, полученные в ходе аудиторской деятельности.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 82 и 931Налогового кодекса Российской Федерации» внесён Минфином России.
Законопроектом предлагается внести в статью 931 Налогового кодекса изменения, которые предоставят право должностному лицу налогового органа истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе своей деятельности, в случае если документы (информация) не представлены налогоплательщиком налоговым органам в установленном порядке.
Так же, планируется внести изменение в статью 82 Кодекса, касающееся определения порядка работы налоговых органов с документами (информацией), полученными ими от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Налоговикам будут доступны все остальные сведения, используемые для начисления налогов и сборов по финансово-хозяйственной деятельности, консультирования и представления интересов в судебных тяжбах. Причем, согласие юридических лиц на выдачу и раскрытие таких данных не потребуется.
Законопроектом не вводится отдельной ответственности для аудиторов за непредставление (несвоевременное представление) информации налоговикам.
Принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений. Срок предполагаемого вступления в силу – 1 января 2018 года.
Работать это будет только в отношении тех клиентов, которые отказались представить документы по запросу налоговых органов.
Аудиторов также хотят обязать информировать Росфинмониторинг о подозрительных сделках своих клиентов.
На сегодняшний день, аудитор должен только сообщать о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства учредителям проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции – в уполномоченный орган.
Аудиторское сообщество видит в данном законопроекте риски возникновения спорных вопросов о наличии у аудиторов тех или иных документов, а так же, разглашения профессиональной тайны и, как следствие — сокращения сотрудничества компаний с аудиторами.