У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №
33-***/2010 г. Судья Бойкова О.Ф.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 марта 2010 г. г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Маслюкова П.А., Шлейкиной О.В.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе П*** Т*** Е*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 февраля 2010 года, по которому суд решил:
В удовлетворении иска П*** Т*** Е*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании отказа в выдаче сертификата на получение материнского капитала незаконным, о возложении обязанности в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.
Заслушав доклад судьи Колобковой О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
П*** Т.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал.
В обоснование исковых требований указала, что 30 октября 2009 года ответчик незаконно отказал ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Считает данное решение незаконным. 12 *** 2007 года у нее родился ребенок – П*** А***, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни. 08 *** 2009 года она родила второго ребенка – П*** В***. Поскольку первый ребенок умер на первой неделе жизни, при регистрации его рождения и смерти выданы справка о рождении и свидетельство о смерти. Считает, что представленный ею пакет документов позволяет сделать вывод о том, что в ее случае имеется исчерпывающая совокупность обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки. Доводы, изложенные в решении комиссии УПФ от 30 октября 2009 года УПФ об отсутствии права на дополнительные меры государственной поддержки, противоречат требованиям Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Разрешив спор по существу, суд принял решение, приведённое выше.
В кассационной жалобе П*** Т.Е. просит отменить решение суда, считая его незаконным.
По ее мнению, вывод суда о том, что сам факт рождения второго ребёнка не является основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал, противоречит положениям Федерального закона РФ № 256-ФЗ от 29.12.2009г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не свидетельствует об отсутствии самого факта рождения. Не учтено судом и то обстоятельство, что она воспитывает сына супруга - П*** В***, 2004 года рождения, от которого отказалась родная мать.Проверив материалы дела, выслушав истицу П*** Т.Е., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.Как следует из материалов дела, 12 *** 2007 года у П*** Т.Е. родился ребёнок – П*** А***.
18 *** 2007 года отделом ЗАГС администрации Железнодорожного района города Ульяновска выдана справка № ***, из которой следует, что П*** А*** родился 12 *** 2007 года в г. Ульяновске Ульяновской области у П*** Т.Е.
12 *** 2007 года П*** А*** умер, о чем 18 *** 2007 года составлена запись акта о смерти в горЗАГСе города Ульяновска и выдано свидетельство о смерти серия I-BA № ***.
08 *** 2009 года П*** Т.Е. родила сына П*** В***.
Факт рождения зарегистрирован в отделе записи актов гражданского состояния администрации Засвияжского района г. Ульяновска, выдано свидетельство о рождении, серия I-BA № ***.
В октябре 2009 года П*** Т.Е. обратилась в УПФ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Сообщением от 30 октября 2009 года истице было отказано в принятии заявления о выдаче названного сертификата из-за отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с последующими изменениями) (далее Федеральный закон № 256-ФЗ) законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» целью установления названных мер государственной поддержки является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.
В статье 3 Закона указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона № 256-ФЗ женщины, родившие второго ребенка, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство) (статья 4 Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Статьей 29 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Исходя из содержания приведенных выше норм права и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в связи со смертью первого ребенка у истицы не возникло право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств, поскольку они основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, из правового смысла положений Федерального закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а именно ст.ст. 1, 3, 4, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10, следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, и первого ребенка, и второго рожденного. Целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки таким семьям.
Судебная коллегия не может принять во внимание довод о том, что сам факт рождения второго ребёнка является основанием возникновения права на материнский (семейный) капитал. Рождение и воспитание ребенка в семьях, уже имеющих одного или нескольких детей, снижает уровень социальной защищенности таких семей, в связи с чем им и предоставляются дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные названным выше законом.
Выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал женщинам, имеющим в семье одного ребенка, противоречила бы целям Федерального закона N 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», указанным в его преамбуле.
При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда РФ об отказе в принятии заявления П*** Т.Е. о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки соответствует требованиям п.1 ч.6 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ.Ссылка истицы на то, что она воспитывает сына супруга, не может быть принята во внимание, поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд и в суд документы, свидетельствующие об усыновлении этого ребенка П*** Т.Е., отсутствовали.
Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу П*** Т*** Е*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи