БТИ ОБЯЗАНЫ ВЫДАВАТЬ КАДАСТРОВЫЕ ПАСПОРТА ДО 2013 ГОДА
1. МЭР РФ запрещает, а Закон и Суд обязывает БТИ выдавать кадастровые паспорта на ОКС.
С Нового 2012 года государственный учет объектов капитального строительства (ОКС) будет потихоньку, в три этапа, подниматься с муниципально-государственного уровня на федеральный уровень, в Росреестр. Соответствующий приказ Минэкономразвития по этому вопросу (№577) был подписан 14 октября 2011 г. и вступает в силу с 1 января 2012г., поэтапно, в следующей последовательности:
1. С 1 января 2012 года - на территории Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской, Тюменской областей, Краснодарского, Красноярского краев, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Адыгея, Республики Калмыкия;
2. С 1 апреля 2012 года - на территории Амурской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Кировской, Костромской, Новосибирской, Псковской, Томской, Ульяновской, Челябинской областей, Забайкальского, Ставропольского краев, Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецкого автономного округа;
3. С 1 сентября - на всех прочих территориях, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, выпавших из экономического пространства.
Следует отметить, что порядок учета ОКС, вводимый приказом №577, в опытном "пилотном" порядке "обкатывается" уже 3 года, в 12-ти пилотных регионах, включенных в пункт 1 (см. выше).
Смысл нового порядка, проверенного в 12-ти регионах и вводимого с 1 января 2012 г. в том, чтобы не требовать кадастровый паспорт с граждан и прочих лиц, желающих зарегистрировать права, а сразу передавать его из Земельно-кадастровой палаты (структура Росреестра) напрямую в Росреестр.
Идею можно было бы назвать здравой, если не принять во внимание то, что и кадастровый паспорт, и его необходимость предоставления для регистрации прав, - это выдумка Росреестра, узаконенная с помощью МЭР РФ. Ввели кадастровый паспорт, чтобы затем преодолеть эту трудность с помощью своего приказа №577.
Кадастровый паспорт- это выписка из Государственного кадастра недвижимости (ГКН). А так как ГКН нет, и его вообще не будет по причине недопустимых методологических ошибок допущенных при написании закона о ГКН, то само требование выписки из несуществующего кадастра есть не более чем выдумка дурократов.
Обычай делового оборота таков, что для регистрации прав требовался Технических паспорт БТИ, используемый не только для регистрации прав, но и в десятках других сфер экономической деятельности и нужный гражданам для решения вопросов постановки на учет для улучшения жилищных условий, для оплаты жилья, коммунальных услуг, для вступления в наследство, для контроля суммы налога и др.
Потребность в Техническом паспорте была и останется по ряду причин (об этом далее), а вот потребность в мифическом кадастровом паспорте - это обычное навязывание государственных услуг нужных чиновникам для обоснования своей важности и нужности.
Предвидя неизбежные искусственные трудности, противоречия и парадоксы, порождаемые чиновниками, в законе о ГКН предусматривался переходный период (до 1 января 2013 года), в течение которого сохранялся прежний порядок государственного учета ОКС, т.е. в БТИ. Соответственно, до 1 января 2013 года ( а не до 2012 года) выдачу "кадастровых паспортов", путем выписки определённых сведений из Технического паспорта, должны выполнять БТИ.
Вот соответствующий текст из закона о ГКН (№221-ФЗ), в последней редакции на декабрь 2011 года:
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 43. Особенности осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период
1. До 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
2. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.1. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.2. Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливается порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (далее - порядок осуществления государственного учета в переходный период), в том числе:
--1) основания и сроки осуществления такого учета;
--2) порядок представления документов для осуществления такого учета;
--3) состав необходимых для осуществления такого учета документов;
--4) основания для приостановления осуществления такого учета и отказа в его осуществлении;
--5) порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащих эти сведения документов.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.3. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:
1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;
2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
3. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 44. Лица, осуществляющие кадастровую деятельность в переходный период
1. Кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года. При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству. К соответствующим правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила настоящего Федерального закона, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ соответственно индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 настоящего Федерального закона, и юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.
1.1. Документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ лицами, обладающими на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству, могут быть представлены в орган кадастрового учета в целях осуществления государственного кадастрового учета до 1 сентября 2011 года.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2. До 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.1. Подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в ранее установленном порядке осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности подготовки указанных документов определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.2. Подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в порядке осуществления такого учета в переходный период, проводится организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, кадастровыми инженерами в соответствии с правилами, установленными данным порядком.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
2.3. В целях применения правил, связанных с включением в государственный кадастр недвижимости предусмотренных пунктом 22 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 04.06.2011 № 129-ФЗ)
3. Кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. К соответствующим правоотношениям с участием таких организаций при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила настоящего Федерального закона, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации считаются кадастровыми инженерами. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким организациям постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.
Законодатель и сам еще тот путаник, поэтому, в целях самоконтроля и самовнушения он несколько раз повторил фразу о том, что:
2.3. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:
1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;
…
3. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
…
2.2. Подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в порядке осуществления такого учета в переходный период, проводится организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, кадастровыми инженерами в соответствии с правилами, установленными данным порядком.
…
3. Кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года.
Не надо доказывать то, что приказы МЭР РФ и письма чиновников из МЭР РФ и ЗКП гораздо сильнее любого закона, придуманного ими же самими для самоутверждения. Не надо доказывать, так как практика доказывает.
Но практика доказывает и то, что Технический паспорт, и мифический "Кадастровый паспорт" , будучи всего лишь выпиской сведений из Технического паспорта, нужны не только для регистрации прав.
По этой причине, приказ МЭР №577, задуманный как бы в помощь гражданам и освобождающий их от двойной ходьбы в Росреестр и в ЗКП, оборачивается для граждан своей изнанкой: за кадастровым паспортом надо в любом случае идти в ЗКП, и не только для регистрации прав.
А так как получить "кадастровый паспорт" на ОКС в ЗКП или в Росреестре весьма проблемно по причине отсутствия там сведений, а для получения отказа в запросе надо выдержать срок до месяца, то граждане и другие заказчики (нотариат, службы ЖКХ, Судебные приставы и др.) по-прежнему идут в БТИ, чтобы получить там либо Технический паспорт, либо выписку из него по имени "Кадастровый паспорт".
Идут, и получат, но, согласно приказу МЭР РФ №577, до 1 января 2012 года.
А пилотных регионах "кадастровые паспорта" в БТИ не получают давно, хотя заказчики по-прежнему идут в БТИ.
Идут в БТИ, и получают отказ, так как МЭР РФ запретил выдавать для любых целей. А не только для регистрации прав, хотя закон обязал БТИ в любом случае и для любых целей выдавать Технические паспорта или выписки из него ("Кадастровые паспорта") до 1 января 2013 года.
Граждане, обозвав БТИ бюрократами, идут за "кадастровым паспортом" в Росреестр или его контору (ЗКП), но и там, через месяц ожидания, получают отказ "из-за отсутствия сведений".
Находившись по конторам и прочитав закон в той его части, которая касается выдачи "кадастровых паспортов", граждане и другие заказчики привлекают БТИ к ответственности по Суду, за невыполнение закона.
Следует отметить, что решения судов об обязании БТИ выдать "кадастровый паспорт", выдать вопреки приказам МЭР РФ, на основании указаний закона, имеются во всех "пилотных" регионах, но замалчиваются как руководителями БТИ, так и руководителями структур Росреестра:
-- Руководители БТИ боятся, что соблюдение Закона, вопреки приказу МЭР РФ, повлечет отзыв "аккредитации при МЭР РФ" и кучу других неприятностей, типа внеплановых проверок.
-- Руководители РР ничего не боятся, кроме получения взысканий за жалобы граждан и проигрыш судебных дел.
По сведениям поступившим в АНО БТИ, последние по времени решения судов об обязании БТИ выдать кадастровый паспорт на ОКС, приняты в Самарской, Кемеровской и Тверской областях.
/*/
3. Почему заказчики идут в БТИ за Техническими паспортами и за выписками из них, т.е за "кадастровыми паспортами"?
/*/
Основная причина в том, что, в силу бесцельности ГКН, в нем нет сведений, ориентированных на достижение каких-либо конкретных целей. Сунувшись в "кадастровый" паспорт, вы не найдете там того, что нужно вам.
Вторая причина - невероятная затяжка сроков и итоговый отказ или негатив в получении требуемой информации. И это при высоком уровне "компьютеризации" ЗКП! Компьютер - вещь великолепная, если ты умеешь с ним работать, а не поступаешь с ним как хакер, делая харакири его конструктивным или функциональным составляющим. Информация, хранящаяся в БТИ на различных носителях (бумажный, магнитный, пленочный и др.), слишком колоссальная по объемам, и слишком трудоемкая при актуализации. Даже небольшая часть информации БТИ, скачанная в базы данных ЗКП как основа ГКН, образовала авгиевы конюшни в хозяйстве Росреестра. Там никто толком не знает, где она лежит и что с ней дальше делать.
По этой причине, граждане, и иные заказчики, мыкаются по РР и ЗКП, а после получения отказа идут в БТИ, где их ждет приказ МЭР РФ №577.
По этой причине, наша настоятельная рекомендация для руководителей БТИ РФ всех уровней и всех регионов, как пилотных, так и беспилотных: соблюдайте Закон, а не приказы МЭР РФ, и не письма, игнорирующие и законы, и обычаи, и здравый смысл. В противном случае вас привлекут к ответственности, по Суду.
Оцените хотя бы так называемы ЕГРОКС, Единый государственный реестр объектов капитального строительства: о каком вообще реестре может идти речь, когда нет даже утвержденной формы реестра? Что это?
/*/
Полный текст статьи опубликован
в очередном выпуске СИМ 01/01-12 (№ 361)
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433