Оглавление:
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433
26.02.2016 00:17:02
Оглавление:
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев +7 (921) 320-0433 |
|
|
|
26.02.2016 00:17:21
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-ПетербургаСфера деятельности: Антимонопольное регулирование; Электроэнергетика
16 апреля 2014, 19:05 Вставить в блогНапечататьRTF версия Номер дела: К12-129/13 Дата публикации: 16 апреля 2014, 19:05 16.04.2014 № 12/6950 РЕШЕНИЕ по делу № К12-129/13 «02» апреля 2014 г. г. Санкт-Петербург Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2014 года. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
от КЭиИО – ответчик: Соколов К.С. – начальник юридического отдела, по доверенности № 15-12/14-0-0 от 13.01.2014; от ООО «БалтИнвестГрупп» – заявитель: Замышляев В.А. - представитель, по доверенности № 28 от 20.01.2014; от ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» - привлеченное лицо: Мельников Н.Е. – начальник управления по правовым вопросам, по доверенности № 31-2014 от 01.01.2014, УСТАНОВИЛА: 1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «БалтИнвестГрупп» от 24.07.2013 исх. № 79 (вх. № 14430 от 26.07.2013) в связи с действиями (бездействием) Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при согласовании локального источника по обеспечению теплоснабжением здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-ая Соетская, д.3, лит.З. Из заявления следует, что ООО «БалтИнвестГрупп» является собственником здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д. 3, лит. З. В связи с проведением ООО «БалтИнвестГрупп» реконструкции объекта (объект меняет назначение с административного здания на общественное здание), на объекте произошло значительное изменение тепловой нагрузки в сторону увеличения, данное положение не соответствует существующей схеме теплоснабжения объекта. На сновании требований п.1.3 СНиП II-35-76 с изм.1 «Котельные установки»: Проектирование новых и реконструируемых котельных должно осуществляться в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения. При отсутствии утвержденной схемы теплоснабжения проектирование котельных допускается на основании соответствующих технико-экономических обоснований (ТЭО), согласованных в установленном порядке. В результате, для обеспечения качественной и бесперебойной работы систем теплопотребления объекта, и на основании требований нормативных документов и ТЭО, ООО«БалтИнвестГрупп» обратилось в КЭиО по вопросу согласования строительства газовой котельной тепловой мощностью 1500 кВт. Письмом от 04.07.2013 исх.№61-об КЭиО предложило теплоснабжение объекта предусмотреть от сетей централизованного теплоснабжения ОАО «Теплосеть СПб». Анализ технических условий подключения №81070004/5-2 (далее – ТУ) объекта к сетям ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», выданных ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – ОАО «Теплосеть СПб») в адрес ООО «БалтИнвестГрупп» показал, что ООО «БалтИнвестГрупп» в п.17.2 ТУ предложено построить тепловые сети от ТК-250 до реконструируемого объекта с учетом возможности теплоснабжения от указанных сетей дополнительных зданий. Письмом от 27.03.2013 исх.№792/81070201/7-2 ОАО «Теплосеть СПб» уведомило ООО «БалтИнвестГрупп» о стоимости данной реконструкции, которая составляет – 6 211 000 руб. за 1 Гкал/час (без учета НДС). Письмом от 10.06.2013 исх.№1480/81070201/7-2 ОАО «Теплосеть СПб» уведомило ООО «БалтИнвестГрупп» о том, что сроки подключения к тепловым сетям реконструируемого объекта должны быть указаны в ТУ. ООО «БалтИнвестГрупп» отмечает, что в ТУ ОАО «Теплосеть СПб» информация о сроках подключения отсутствует, что, по мнению ООО «БалтИнвестГрупп», не позволяет прогнозировать сроки организации теплоснабжения с учетом того, что теплоснабжение объекта потребуется в 2014 году. В связи с чем, ООО «БалтИнвестГрупп» считает, что результаты, полученные в ТЭО, и использованные в бизнес-плане коммерческого использования реконструируемого объекта не позволяют организовать теплоснабжение реконструируемого объекта от тепловых сетей. 2. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга представил в Управление следующие обоснования своих действий (письма от 02.10.2013 № 15-14564/13-0-1 (вх. № 19192 от 02.10.2013), от 06.02.2014 № 15-18778/13-1-1 (вх. № 2276 от 07.02.2014)). ООО «БалтИнвестГрупп» (далее – Общество) обратилось в КЭиИО с заявлениями от 14.06.2013 № 15-8103/13-1-0, от 16.07.2013 № 15-8103/13-2-0, от 05.09.2013 № 15-8103/13-3-0 о согласовании размещения крышной газовой котельной в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, д. 3, лит. А, являющегося собственностью Общества. Заявление ООО «БалтИнвестГрупп» от 14.06.2013 № 15-8103/13-1-0 рассматривалось на заседании Комиссии по согласованию размещения (реконструкции) источников электро(теплоснабжения) на территории Санкт- Петербурга (далее – Комиссия КЭиИО) 27.06.2013 (протокол № 233 от 27.06.13, вопрос № 31). Согласно решению Комиссии КЭиИО рассмотрение вопроса было отложено с предложением заявителю предусмотреть централизованное теплоснабжение объекта от сетей ОАО «Теплосеть СПб». Заявление ООО «БалтИнвестГрупп» от 16.07.2013 № 15-8103/13-2-0 рассматривалось на заседании Комиссии 22.08.2013 (протокол № 316 от 22.08.2013, вопрос № 60). Согласно решению Комиссии КЭиИО рассмотрение вопроса было повторно отложено с предложением заявителю вновь рассмотреть организацию централизованного теплоснабжения объекта от сетей ОАО «Теплосеть СПб». Указанные решения Комиссии КЭиИО были приняты в соответствии с п. 6.2 Положения о порядке оформления согласования размещения (реконструкции) источников электро(теплоснабжения) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением КЭиИО от 19.06.2009 № 47, ввиду наличия технической возможности подключения объекта заявителя к централизованной системе теплоснабжения ОАО «Теплосеть СПб». В п. 6-1 Положения о согласовании размещения установлен перечень случаев, при которых допускается согласование размещения собственного источника электро(тепло)снабжения при наличии возможности подключения к централизованной системе теплоснабжения. Однако заявление ООО «БалтИнвестГрупп» к указанным случаям не относится. 3. ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» представило в Управление следующую информацию (письма от 23.09.2013 б/н (вх. № 18538 от 24.09.2013), от 14.02.2014 б/н (вх. № 2802 от 14.02.2014)). ОАО «Теплосеть СПб», в зоне эксплуатационной ответственности которого находится объект заявителя, был выдан ООО «БалтИнвестГрупп» 13.02.2012 проект договора на присоединение дополнительной тепловой мощности с приложением условий подключения. В связи с тем, что ООО «БалтИнвестГрупп» не был возвращен подписанный с его стороны проект договора, заявка ООО «БалтИнвестГрупп» на подключение была аннулирована 17.07.2012. Письмом от 18.03.2013 ООО «БалтИнвестГрупп» обратилось в ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» с просьбой выдать отказ в теплоснабжении объекта. В ответ на данное письмо ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» письмом от 27.03.2012 исхю№792/81010201/7-2 указало на то, что в настоящее время теплоснабжение объекта осуществляется на основании договора теплоснабжения, заключенного с ОАО «ТГК-1». Подключение дополнительной тепловой нагрузки также возможно в установленном действующим законодательством порядке после заключения договора на подключение. 05.09.2013 ООО «БалтИнвестГрупп» также обратилось с просьбой заключить договор на подключение к системе теплоснабжения, проект которого (с приложением условий на подключение) был подготовлен ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» и вручен представителю ООО «БалтИнвестГрупп» 20.09.2013. Взаимодействие КЭиО и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» по вопросам рассмотрения и согласования обращений хозяйствующих субъектов по подключению объектов капитального строительства к системе теплоснабжения сообщаю, что в КЭиИО создана постоянно действующая рабочая комиссия под председательством Заместителя председателя КЭиИО, которая собирается ежемесячно. В комиссию входят представители всех теплоснабжающих и теплосетевых организаций Санкт-Петербурга, в том числе, представители ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга». На комиссии рассматриваются, в частности, вопросы по разрешению строительства локальных источников. ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», как теплосетевая организация, не владеющая источниками тепловой энергии, не располагает «резервной тепловой мощностью». 4. Рассмотрев представленную информацию по делу № К12-129/13, Комиссия Управления отмечает следующее. Рынок обеспечения тепловой энергией имеет следующие особенности. Теплоснабжение представляет собой процесс обеспечения потребителей тепловой энергией, включающий деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии, и (или) купле-продаже тепловой энергии. Потребление тепловой энергии осуществляется в промышленных и в бытовых целях. При промышленном потреблении тепловая энергия не является конечным продуктом, а служит энергетическим ресурсом для производства товаров или услуг. При бытовом потреблении в условиях города тепловая энергия служит для обогрева помещений. По своему функциональному назначению тепловая энергия, используемая для обогрева помещений, не имеет заменителей. Выбор теплоисточника (энергетического ресурса) для абонента (потребителя) осуществляется на стадии проектирования объекта недвижимости абонента и энергопринимающее устройство последнего рассчитано на определенный ресурс. Для потребителей, получающих тепловую энергию от определенного источника теплоснабжения, переход к иному источнику теплоснабжения требует выполнения комплекса работ по технологическому присоединению путем прокладки новых тепловых сетей в результате оплаты услуг по технологическому присоединению. В Санкт-Петербурге услуги обеспечения тепловой энергией оказывают следующие хозяйствующие субъекты: - ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1», реорганизованная из ОАО «Ленэнерго». Указанной организации были переданы все генерирующие мощности и тепловые сети, - ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – ГУП «ТЭК СПб»), - ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», - ООО «Петербургтеплоэнерго». Кроме того, услуги теплоснабжения в Санкт-Петербурге оказывают так называемые «ведомственные котельные», входящие в состав диверсифицированных предприятий, для которых производство тепловой энергии - лишь один из видов деятельности. Эти котельные обладают небольшой мощностью - от 0.5 Гкал/час до 300-500 Гкал/час. Каждая из этих организаций оказывает услуги обеспечения тепловой энергией в границах, определенных границами эксплуатируемых сетей. В результате анализа действующей системы теплоснабжения в Санкт-Петербурге с точки зрения развития как реальной, так и потенциальной конкурентной среды можно сделать следующий вывод. Рынок теплоснабжения в Санкт-Петербурге монополизирован. Указанные услуги предоставляют теплоснабжающие организации, каждая из которых функционирует на границах сегмента рынка, определенных схемой тепловых сетей, и доля каждой организации на соответствующем сегменте рынка составляет 100%. Реальная конкуренция между теплоснабжающими организациями невозможна ввиду технологических особенностей передачи ресурса. Возможности развития конкуренции на рынке теплоснабжения состоят в выборе организацией альтернативного источника теплоснабжения, что возможно в следующих случаях: - на уровне непосредственного использования ресурса, - на уровне доступа (присоединения) к системе при решении вопроса о выборе источника теплообеспечения. В идеальном случае полноценная конкуренция на рынке теплоснабжения могла бы быть создана путем обеспечения возможности потребителя выбирать конкретный вид ресурса в зависимости от его качественных и ценовых характеристик в определенный момент времени. Как теоретически, так и практически (во многих крупных городах мира) энергетическим ресурсом для обеспечения отопления и горячего водоснабжения зданий, кроме тепловой энергии, может служить электроэнергия или природный газ. При решении вопросов о выборе того или иного топливно-энергетического ресурса как основы жизнеобеспечения здания на стадии застройки может возникнуть конкуренция между системами ресурсоснабжения. Независимо от общего состояния конкурентной среды на объединенном товарном рынке теплоснабжения за счет разных энергетических ресурсов присоединение потребителя к системе теплоснабжения означает фактически его закрепление за данной конкретной системой. Развитие субституционального рынка, позволяющее предложить более удобные условия поставки теплоэнергии (связанные с тарифами, стандартами, качеством обслуживания) может вызвать отказ потребителей от первичной системы теплоснабжения и их переход на альтернативные варианты. Установление вида топлива и топливного режима осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 № 832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок» и приказом Минэкономразвития России, Минэнерго России и открытого акционерного общества «Газпром» от 15.10.2002 N 333/358/101 «Об утверждении Порядка оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок и Перечня газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа». В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 29.10.1992 № 832 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать природный газ в качестве вида топлива для расположенных на их территории действующих, строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий (объединений), других хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, при годовом расходе природного газа до 10 тыс.тонн (в условном исчислении). Решение об установлении природного газа в качестве вида топлива принимается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с ОАО «Газпром» и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями. При годовом расходе природного газа свыше 10 тыс.тонн (в условном исчислении) соответствующее решение принимает Минэкономразвития России по согласованию с Минэнерго России и ОАО «Газпром» на основании ходатайств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 16, 17 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, установление топливного режима является обязательным условием для получения в газораспределительной организации технических условий на присоединение к газораспределительной системе. ООО «ПетербургГаз» на обращение ООО «БалтИнвестГрупп» № 37 от 23.04.2013 выдало технические условия подключения к сетям газоснабжения административного здания (№ 03-04/10-3149 от 06.05.2013), согласно которым, газоснабжение оборудования с общим максимальным расходом газа 179,1 м³/час для нужд отопления, вентиляции и ГВС административного здания, расположенного по адресу: Центральный административный район, улица 9-я Советская, д. 3, лит. З, технически возможно. В целях реализации на территории Санкт-Петербурга указанных федеральных правовых актов, регулирующих порядок установления вида топлива и топливных режимов, распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 № 525-ра утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с действующими на территории Санкт-Петербурга организациями, использующими природный газ, и владельцами газопотребляющих установок в процессе установления природного газа в качестве основного вида топлива. В соответствии с п. 3 распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 № 525-ра полномочия по установлению природного газа в качестве основного вида топлива при годовом расходе природного газа до 10 тыс.тонн (в условном исчислении) и оформлению ходатайств в Минэкономразвития России возложены на КЭиИО. Пунктом 2 указанного выше Положения установлен перечень документов, предоставляемых в КЭиИО организацией-заявителем для установления топливного режима либо для направления соответствующего ходатайства в Минэкономразвития России. Согласно п. 2.1.6. Положения организация-заявитель предоставляет, в том числе, согласование КЭиИО размещения (реконструкции) источников электро(тепло)снабжения на территории Санкт-Петербурга. Полномочие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию размещения объектов электроэнергетики предусмотрено п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»). Правительством Санкт-Петербурга указанное полномочие делегировано КЭиИО в соответствии с п. 3.9 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2008 № 1021 «О внесении изменений в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 08.04.2002 № 525-ра» КЭиИО поручено разработать и утвердить Положение о согласовании размещения (реконструкции) источников электро(тепло)снабжения на территории Санкт-Петербурга в целях установления вида топлива организациям, потребляющим топливо (далее – Положение о согласовании размещения). Указанное Положение о согласовании размещения утверждено распоряжением КЭиИО от 19.06.2009 № 47. Положение о КЭиИО, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757, определяет предмет ведения КЭиИО «участвовать в разработке Генерального плана Санкт-Петербурга, осуществлении мониторинга Генерального плана Санкт-Петербурга в части, касающейся развития инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга, осуществлять подготовку материалов по обоснованию внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга путём разработки отраслевых схем размещения объектов инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга, осуществлять в пределах компетенции согласование размещения объектов электроэнергетики на территории Санкт-Петербурга». Решения об отказе в согласовании локального источника по обеспечению теплоснабжением здания принимаются на заседаниях Комиссии по согласованию размещения (реконструкции) источников электро(тепло)снабжения на территории Санкт-Петербурга в соответствии с Положением о согласовании размещения, утверждённого КЭиИО от 19.06.2009 № 47. Таким образом, КЭиИО взял на себя полномочия разрешать или запрещать размещение локальных источников теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга. Пунктом 6 указанного Положения установлен перечень оснований для отказа в согласовании организации-заявителю размещения (реконструкции) источника электро(тепло)снабжения, в число которых входит «наличие возможности обеспечения электро(тепло)снабжения объекта капитального строительства, для энергообеспечения которого предполагается размещение (реконструкция) источника электро(тепло)снабжения, от существующих источников или планируемых к строительству (реконструкции) в соответствии Генеральным планом Санкт-Петербурга, Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и инвестиционными программами развития организаций коммунального комплекса Санкт-Петербурга». Однако соответствующие экономические, временные и энергоэффективные критерии оценки в зависимости от функционального назначения объекта, для теплоснабжения которого требуется размещение локального источника теплоснабжения, не разработаны. В результате обращения ООО «БалтИнвестГрупп» в ОАО «Теплосеть СПб» был дан ответ, что теплоснабжение Объекта с ориентировочной тепловой нагрузкой 1,19 Гкал/час также может быть обеспечено от системы теплоснабжения ОАО «Теплосеть СПб» при условии оплаты услуги по подключению. На 2011-2013 гг. тариф на подключение к системе теплоснабжения ОАО «Теплосеть СПб» составлял – 4 189 751 руб. за 1 Гкал/час, установленный распоряжением № 304-р от 30.11.2010 г. Комитета по тарифам. На 2014 г. тариф на подключение к системе теплоснабжения ОАО «Теплосеть СПб» составляет в зависимости от диапазонов диаметров тепловых сетей: 50-250 мм – 4 189,56 тыс. руб. за 1 Гкал/час; 251-400 мм – 4 446,55 тыс. руб. за 1 Гкал/час, установленный распоряжением № 505-р от 18.12.2013 г. Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Комиссия Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, по результатам рассмотрения обращения ООО «БалтИнвестГрупп» от 14.06.2013 № 51 по вопросу согласования размещения газовой котельной для теплоснабжения гостиницы тепловой мощностью 1,29 Гкал/час, согласно Протоколу совещания по согласованию размещения (реконструкции) источников электро(теплоснабжения) на территории Санкт-Петербурга от 27.06.2013 № 233 (вопрос № 31) (далее – Протокол № 233) приняла решение об отложении рассмотрения представленного вопроса и предложила ООО «БалтИнвестГрупп» предусмотреть централизованное теплоснабжение Объекта от сетей ОАО «Теплосеть СПб». На обращение ООО «БалтИнвестГрупп» от 11.07.2013 № 72 Комиссия Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, согласно Протоколу совещания по согласованию размещения (реконструкции) источников электро(теплоснабжения) на территории Санкт-Петербурга от 22.08.2013 № 316 (вопрос № 60) (далее – Протокол № 316) приняла решение об отложении рассмотрения представленного вопроса, со сроком подключения 18 месяцев с момента заключения договора, и предложила ООО «БалтИнвестГрупп» предусмотреть централизованное теплоснабжение Объекта от сетей ОАО «Теплосеть СПб». В Протоколе № 233 и Протоколе № 316 не содержатся основания (критерии), послужившие определением для отказа ООО «БалтИнвестГрупп» при согласовании размещения газовой котельной для теплоснабжения гостиницы тепловой мощностью 1,29 Гкал/час. Пунктом 6 Положения о согласовании размещения установлен перечень оснований для отказа в согласовании организации-заявителю размещения (реконструкции) источника электро(тепло)снабжения. Однако, п. 6.2 Положения не содержит основных экономических, временных и энергоэффективных критериев (расстояние до, техническая возможность (прокладка), экономическое обоснование и т.д.) при согласовании размещения источников электро(тепло)снабжения на территории Санкт-Петербурга. Учитывая вышеизложенное, в действиях Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга при вынесении решения об отказе в согласовании локального источника по обеспечению теплоснабжением здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 9-ая Соетская, д.3, лит.З, усматривается ограничение конкуренции на рынке теплоснабжения – обеспечения тепловой энергией в пределах территориальных границ города Санкт-Петербурга (сдерживание экономически оправданного перехода товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка), что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 2. Выдать Комитету по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Председатель Комиссии П.В. Яковлев Члены Комиссии В.В. Мультановская Е.В. Ивашова Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия. http://spb.fas.gov.ru/solution/7946
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев +7 (921) 320-0433 |
||||||||||
|
|
|||||||||