Процедура экстрадиционной проверки в Российской Федерации
Термин «экстрадиционная проверка», отсутствующий в настоящее время в тексте уголовно-процессуального закона РФ, является востребованным и широко используемым работниками прокуратуры и других российских правоохранительных органов в правоприменительной деятельности.
Применительно к российскому уголовному судопроизводству, экстрадиционная проверка представляет собой комплекс проверочных мероприятий и процессуальных действий досудебного производства, производимых сотрудниками правоохранительных органов РФ (прокуратуры, суда, МВД, ФСБ и др.) с момента задержания лица, числящегося в международном (межгосударственном) розыске и до момента подписания Генеральным прокурором РФ или его заместителем решения о выдаче (об отказе в выдаче) этого лица правоохранительным органам иностранного государства.
При этом автором отдается предпочтение именно термину «проверка», а не «деятельность», поскольку последний термин в большей степени подразумевает процессуальные действия, проводящиеся в рамках производства расследования возбужденного уголовного дела или судебного слушания. Применительно же к изложенным выше процедурным вопросам экстрадиции, можно вести речь о проведении не следственных, а именно проверочных действий, поскольку на территории Российской Федерации лицо, задержанное в порядке международного (межгосударственного) розыска, к уголовной ответственности не привлекается и все меры процессуального принуждения, связанные с его задержанием и дальнейшим содержанием под стражей, применяются именно в рамках проводимой проверки относительно наличия либо отсутствия оснований, препятствующих последующей выдаче задержанного лица компетентным правоохранительным органам запрашивающего иностранного государства.
Как видно, подобной позиции придерживаются и авторы, дающие научный комментарий положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ, которыми изложенная выше совокупность действий по исполнению запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ, определена как «проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для задержания или ареста, применение мер процессуального принуждения, решение вопросов о процессуальном оформлении выдачи лица, а также документов по делу». Вместе с тем, фраза «проверка в процессуальном порядке поводов и оснований...» является именно комментирующим определением и ввиду громоздкости не может претендовать на роль термина, обозначающего совокупность всех проверочных мероприятий, связанных с вопросами выдачи лица.
Поэтому представляется целесообразным внести предложение о введении законодателем в текст статьи 462 УПК РФ «Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации» (а также в тексты иных статей главы 54 УПК РФ, применительно к процедурным вопросам, связанным с исполнением запроса о выдаче лица, о чем речь пойдет ниже), термина «экстрадиционная проверка», выделив его, например, в часть 4 указанной статьи:
4. С момента задержания на территории Российской Федерации лица, числящегося в международном (межгосударственном) розыске, проводится экстрадиционная проверка, по материалам которой принимается решение о выдаче (об отказе в выдаче) задержанного лица запрашивающему государству. (Части 4-7 статьи 462 УПК РФ, считать, соответственно, частями5-8).
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в соответствии с международным договором, заключенным Российской Федерацией, или на основе принципа взаимности, при этом союзом «или» акцентируется внимание на равнозначности приведенных оснований выдачи. Данное положение законодательно закреплено в частях 1 статьи 460 и статьи 462 УПК РФ.
Далее в главе 54 УПК РФ закрепляются основные правила, в соответствии с которыми производится выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. В частности, по смыслу статьи 462 УПК РФ, вопрос о выдаче может быть положительно решен только в случае установления факта совершения данным лицом преступления общеуголовной направленности, которое признается преступлением как законодательством запрашивающей, так и законодательством запрашиваемой стороны. В этой связи предполагается, что оба государства (при направлении просьбы о выдаче запрашивающей стороной и при ее исполнении запрашиваемой стороной) должны руководствоваться перечнем преступлений, влекущих выдачу (т.е. экстрадиционных), приведенным в статье 3 Конвенции ООН от 15 ноября 2000 года «Против транснациональной организованной преступности» (подписана Российской Федерацией 12 декабря 2000 года, ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 года). Поэтому запрашиваемая сторона, в случае признания совершенного преступления общеуголовным преступлением по своему внутреннему законодательству и экстрадиционным по правилам указанной выше Конвенции ООН, обязана приложить усилия к организации оперативного исполнения просьбы запрашивающей стороны.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 462 УПК РФ, совершенное преступное деяние, которое послужило основанием для соответствующей просьбы о выдаче лица для осуществления уголовного преследования, должно предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года. В случае же направления просьбы о выдаче лица для исполнения, вынесенного в отношении него приговора суда, совершенное преступление должно предусматривать наказание только в виде лишения свободы и на срок не менее 6 месяцев (пункт 2 части 3 статьи 462 УПК РФ).
Представляется, что данные сроки обозначены исходя из принципов разумности и целесообразности, с учетом длительности самой процедуры выдачи и с учетом процессуальных сроков, предусмотренных для производства расследования по уголовному делу. При этом, исчисляя сроки наказания за совершение того или иного преступления, инкриминируемого лицу, выдача которого запрашивается, исполнителю данного запроса необходимо изучать тексты и сопоставлять санкции соответствующих статей уголовных законов как запрашиваемого, так и запрашивающего государств.
В пункте 3 части 3 статьи 462 УПК РФ закреплено еще одно ранее установленное в Минской конвенции от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» важное условие, которому надлежит неукоснительно следовать при осуществлении процедуры выдачи лица.
Согласно данному условию, вопрос о выдаче лица иностранному государству может быть решен положительно Российской Федерацией лишь в том случае, если данное иностранное государство (запрашиваемая сторона) даст гарантию, что выданное лицо будет подвергнуто уголовному преследованию исключительно за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача и которое указано в официальном запросе. Также, должна быть дана гарантия в том, что после судебного разбирательства и по отбытии наказания, ранее выданное лицо будет иметь возможность беспрепятственно покинуть территорию запрашивающего государства, оно не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без соответствующего согласия Российской Федерации.
Подобные требования, соответственно, не могут односторонний характер, поэтому аналогичные обязательства обеспечения пределов уголовной ответственности берет на себя и Российская Федерация, принимая выданных ей лиц.
Так, в соответствии со статьей 461 УПК РФ, лицо, выданное России иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, а также передано третьему государству, без соответствующего согласия выдавшего его государства, за совершение преступления, не указанного в запросе о выдаче.
В правоприменительной практике, гарантией обеспечения этого требования выступает соответствующее письмо заверительного содержания, исходящее от руководителя компетентного органа запрашивающего государства. В том случае, когда в качестве запрашивающей стороны выступает Российская Федерация, письмо подписывается соответственно Генеральным прокурором РФ либо его заместителем. В двусторонних международных договорах о выдаче эти требования выделяются в отдельную статью и обозначаются термином «Специальное правило».Таким образом, «следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулировкой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица». Вместе с тем, в статье 461 УПК РФ, к указанному выше правилу делается три достаточно разумных оговорки. В частности, не требуется согласия иностранного государства, выдавшего лицо Российской Федерации, на привлечение данного лица к уголовной ответственности, в следующих случаях:
- если выданное лицо в период после его выдачи совершило новое преступление,
- если выданное лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного преследования (отбытия наказания либо освобождения от него по любому законному основанию) по собственной воле (при отсутствии к тому препятствий) не покинуло территорию Российской Федерации,
- если выданное лицо после окончания уголовного преследования покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось обратно.
Следует отметить, что в части сроков окончания уголовного преследования российский уголовно-процессуальный закон расходится с Европейской конвенцией от 13 декабря 1957 года «О выдаче» и с Минской конвенцией от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», а именно, в УПК РФ предусмотрен срок отъезда из страны, исчисляемый 44 сутками, Европейской конвенцией - 45 сутками, а Минской конвенцией - одним месяцем. Следовательно, исходя из принципа примата международного права, в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться требованиями того документа, который изначально послужил основанием для исполнения запроса о выдаче лица. Таким образом, посредством оговорки пределов уголовной ответственности выдаваемого лица, частично обеспечиваются гарантии его прав и свобод.
Организация оказания правовой помощи в целом и по вопросам выдачи лиц в российском уголовном судопроизводстве относится, прежде всего, к компетенции органов прокуратуры, что последовательно закреплено законодателем в положениях Части пятой УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства».
Прокуратура является совершенно особым органом - в отличие от МВД РФ она не относится к органам исполнительной власти, а представляет собой самостоятельный орган власти специальной компетенции с определенными законом функциями и полномочиями, которыми более не обладает ни одна ветвь власти. Непосредственно вопросами выдачи лица занимается Генеральная прокуратура Российской Федерации, Международно-правовое Управление которой, наряду с Договорно-правовым отделом, Отделом по исполнению международных следственных поручений и Отделом переводов, включает в себя два отдела, ведающих вопросами выдачи лиц - Отдел экстрадиции и Отдел по экстрадиции осужденных. Кроме того, Генеральная прокуратура РФ организовывает и координирует деятельность по данному направлению в органах и подразделениях прокуратур в Субъектах Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 462 УПК РФ, решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства (апатрида), находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемого в совершении преступления либо осужденного судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
Аналогичные требования уголовно-процессуальный закон предъявляет и к решению об отказе в выдаче лица. Требования части 4 статьи 462 УПК РФ базируются на позиции, избранной Федеральным законом РФ от 01 октября 1999 года № 190-ФЗ, где в статье 4 указано, что органом, назначенным в Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выдаче, является Генеральная прокуратура РФ.
Учеными-юристами отмечается: «В связи со сложившейся практикой по осуществлению выдачи, центральным органом целесообразно назвать Генеральную прокуратуру РФ независимо от подследственности, подсудности уголовных дел и процессуального положения выдаваемого лица». В соответствии с частью 5 статьи 462 УПК РФ, при одновременном наличии нескольких ходатайств разных иностранных государств о выдаче одного и того же лица, решение о том, какое именно из имеющихся ходатайств подлежит удовлетворению, принимает также Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О принятом решении закон обязывает вышеуказанных должностных лиц в течение 24 часов письменно уведомить лицо, в отношении которого данное решение было принято.
Требования части 5 статьи 462 УПК РФ исходят в основном из положений Минской конвенции от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», где в статье 65, под названием «Коллизия требований о выдаче», прямо определено, что при поступлении нескольких ходатайств о выдаче одного и того же лица, запрашиваемая сторона самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено.
Юридической науке известна и такая редкая разновидность коллизий требований о выдаче, как «Конкуренция исполнительных юрисдикции», возникающая в тех случаях, когда «два или более государства претендуют на выдачу одних и тех же лиц, в связи с совершением ими одних и тех же действий». Относительно же запрашиваемого государства, которое в свете изложенной проблемы должно принять то или иное решение о выдаче, поясняется, что «экстрадиция представляет собой правомерное расширение исполнительной юрисдикции государства, осуществляющего выдачу, если речь идет о выдаче подозреваемого, обвиняемого или осужденного (с учетом ограничений, устанавливаемых международными договорами и обычаями)».
Таким образом, Российское государство в лице его компетентного органа, выступая в роли запрашиваемой стороны, самостоятельно разрешает подобные коллизии. Вместе с тем, следует учесть, что данное решение целиком и полностью не зависит от произвольного решения одного должностного лица.
Например, в соответствии с указанием Генерального прокурора №_32\35 от 20 июня 2002 года «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации», прокурорам субъектов Российской Федерации, при поступлении ходатайств о выдаче одного и того же лица от нескольких иностранных государств, предлагается направлять Генеральному прокурору РФ или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.
Более того, Европейская конвенция от 13 декабря 1957 года «О выдаче», в статье 17, обязывает данное должностное лицо, ответственное за принятие решения о выдаче при наличии ходатайств нескольких государств, вынести это решение с учетом всех обстоятельств: относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат ходатайств, гражданство запрашиваемого лица и возможности его последующей выдачи другому запрашивающему государству. В этом случае данные компетентные органы запрашиваемой стороны имеют возможность на основании полученных таким образом копий документов организовать розыск и арест известного лица, а вопрос о его выдаче решить после поступления оригинала ходатайства.
Комментируя часть 7 статьи 462 УПК РФ, В.В. Вандышев обращает внимание на имеющийся пробел в действующем уголовно-процессуальном законе, справедливо отмечая, что в случае принятия решения о выдаче лица одному из иностранных государств, об этом решении «должны быть уведомлены все иностранные государства, ходатайства которых о выдаче не были удовлетворены». Ходатайство о выдаче лица иногда называют также требованием, просьбой или поручением. Невзирая на некоторые нюансы смыслового различия указанных слов, применительно к обозначению документа, инициирующего выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора, они являются синонимами.
Российский законодатель официально именует документ, инициирующий выдачу лица, запросом.
Запрос о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора является главенствующим документом, порождающим процедуру выдачи лица. Запрос (требование, просьбу, ходатайство, поручение) о правовой помощи государства направляют в письменной форме. Данный документ должен быть выполнен машинописным текстом и заверен гербовой печатью учреждения-исполнителя запрашивающей стороны.
Если запрашиваемой стороной является Российская Федерация, то, выполняя запрос о выдаче, следователь, лицо, производящее дознание, либо судья, в производстве которого находится уголовное дело, обязан проверить наличие или отсутствие оснований, влекущих выдачу (в том числе обязательную, выдачу на время и под условием). Вывод оформляется мотивированным постановлением, которое после утверждения надзирающими прокурорами вместе с другими материалами экстрадиционной проверки направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия последующего решения о возможности либо невозможности выдачи лица.
Основаниями для направления подобного запроса являются достоверные данные о местонахождении разыскиваемого в конкретном иностранном государстве (например, данные загранпаспорта, оперативные сведения о связях и возможном местонахождении за рубежом, информация о его месте жительстве или о месте временного пребывания на территории запрашиваемого государства), которые с приложениями соответствующих документов, представляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации руководством прокуратур Субъектов Федерации.
Обобщая данные международной практики, исходя из содержания и опыта осуществления многосторонних и двусторонних международных договоров, российский законодатель в части 4 статьи 460 УПК РФ изложил перечень следующих сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в запросе о выдаче лица:
- наименование и адрес запрашивающего органа; фамилию, имя, отчество запрашиваемого лица, полную дату и место его рождения, данные о гражданстве (при необходимости с соответствующим обоснованием и ссылкой на Закон о гражданстве либо с приложением мотивированного заключения паспортно-визовой службы органов внутренних дел);
- данные для идентификации лица (имеется в виду, по возможности, описание его внешности и особых примет, приложение фотоснимков, дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук);
- подробное описание фактических обстоятельств и правовую квалификацию уголовного преступления, (подразумевается информация, позволяющая убедиться в том, что речь идет об экстрадиционном преступлении);
- сведения о размере причиненного запрашиваемым лицом ущерба с приведением полного текста закона (то есть инкриминируемой статьи особенной части уголовного кодекса), предусматривающего ответственность за данное преступление, с обязательным указанием санкций;
- данные о месте и времени вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (либо соответствующего документа в отношении подозреваемого) с приложением копий данных документов, заверенных гербовыми печатями учреждения-исполнителя.
Следует особо отметить, что юридическая квалификация содеянного должна учитываться в свете последних изменений в уголовном законодательстве Российской Федерации, но наряду с этим представляется, что инициатором запроса должны быть четко соблюдены положения статьи 10 УК РФ о том, что уголовный закон, усиливающий наказание, или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
На практике, в запросе (ходатайстве) о выдаче, в обоснование необходимости выдачи лица, следователь, либо лицо, производящее дознание, после описания фабулы и обстоятельств совершения преступления, излагает также и краткий перечень доказательств, подтверждающих виновность запрашиваемого лица (что не нашло освещения в положениях статьи 460 УПК РФ). Здесь усматривается некая аналогия с такими процессуальными документами, как обвинительное заключение и обвинительный акт.
С одной стороны, самим фактом наличия данного перечня доказательств, лицо, производящее расследование, в полной мере мотивирует перед зарубежными коллегами обоснованность своего ходатайства, а с другой стороны, с учетом предельной краткости изложения доказательственной базы, все же обеспечивается необходимая тайна следствия. Вместе с тем, представляется, что нет особой необходимости законодательно обязывать инициатора запроса приводить перечень доказательств по делу запрашиваемой стороне.
При анализе рассматриваемой части 4 статьи 460 УПК РФ, отмечено, что применительно к данным, которые должны содержаться в тексте запроса о выдаче, законодателем, утвердившим наименование и адрес запрашивающего органа, необоснованно пропущено указание на наименование и адрес компетентного органа запрашиваемого государства. Относительно представления в запросе заверенного текста уголовного закона, следует отдельно указать, что он выполняется в форме полной выписки текста соответствующей статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, инкриминирующейся запрашиваемому лицу, в независимости оттого, что данному лицу может быть вменена лишь одна из частей или пунктов этой статьи (статей), содержащая отдельные квалифицирующие признаки.
При необходимости (с учетом всех особенностей и различий в системах правоохранительных органов запрашивающего и запрашиваемого государств), нормы материального права могут сочетаться с нормами процессуального права. Так, к заверенной выписке из статьи (статей) особенной части Уголовного кодекса РФ, содержащих саму суть, описание инкриминируемого запрашиваемому лицу противоправного деяния, могут быть дополнительно представлены выписки некоторых статей Уголовно-процессуального кодекса РФ, определяющих, например, сроки давности привлечения к уголовной ответственности за конкретное экстрадиционное преступление, либо указывающие на учреждение или представителя власти, полномочных в Российской Федерации принимать решение о заключении под стражу лица, совершившего преступление, и т. п.
По смыслу части 5 статьи 460 УПК РФ, к запросу о выдаче лица для уголовного преследования должна прилагаться заверенная копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также оригинал или заверенная копия обоснованного и мотивированного постановления суда об избрании в отношении запрашиваемого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. К запросу о выдаче лица для исполнения приговора обязательно прилагается копия вступившего в законную силу приговора суда и справка о не отбытом сроке наказания. С одной стороны, из текста указанной статьи логически ясно, о каком именно приговоре идет речь, но вместе с тем, с учетом подразделения судебных приговоров на обвинительные и оправдательные, как представляется, законодателю было бы не лишним уточнить, что к запросу должна прилагаться копия именно обвинительного приговора суда.
В правоприменительной практике, в дополнение к перечисленным выше документам, обычно прилагается постановление об этапировании лица, выдача которого запрашивается, что также оставлено законодателем без должного внимания.
Нельзя забывать и о том, что все имеющиеся документы (выписки из уголовного и уголовно-процессуального законодательств, постановление следователя или определение суда о заключении под стражу, описание внешности и особых примет запрошенного к выдаче лица и др.) при их направлении запрашиваемой стороне, необходимо сопроводить переводом на язык данной запрашиваемой стороны, либо на английский или иной язык, если это прямо предусмотрено договором о правовой помощи. Если же договор отсутствует, то действует правило о том, что переписка ведется на языке, согласованном сторонами.
Например, русский язык является официальным языком при применении Минской конвенции от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Официальными же языками для выполнения Европейской конвенции от 13 декабря 1957 года «О выдаче», признаны английский и французский, но специально оговорено, что могут применяться и другие языки, при наличии дополнительного согласования между конкретными государствами-участниками данного многостороннего международного договора.
Сложившаяся практика, в основном, исходит из того, что официальный перевод запроса о выдаче на иностранный язык осуществляется в Отделе переводов Международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, после чего, с соответствующим сопроводительным письмом от имени руководства Генеральной прокуратуры, также переведенном на данный язык, документы направляются компетентному органу иностранного государства.
С учетом изложенного, законодателю следовало бы предложить внести в часть 5 статьи 460 УПК РФ изменения, а также дополнить текст указанной статьи частью 6.
Текст части 5 статьи 460 УПК РФ изложить в следующей редакции: «К запросу о выдаче лица для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора - заверенная копия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и справка о не отбытом сроке наказания. К запросу о выдаче в обоих случаях должна прилагаться заверенная копия процессуального документа, содержащего сведения об объявлении в розыск запрашиваемого лица и его этапировании».
Текст части 6 статьи 460 УПК РФ изложить следующим образом: «Запрос о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также прилагаемые к запросу документы, должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемой стороны, либо на английский или иной язык, предусмотренный соответствующим договором о правовой помощи. При отсутствии договора, использовать язык по согласованию с запрашиваемой стороной».
Следует отметить, что упоминавшееся выше требование об установлении гражданской принадлежности выдаваемого лица, является одним из основных вопросов, подлежащих доскональному выяснению, при рассмотрении запроса о выдаче или вопроса о возможности направления в другое государство такого запроса применительно к выдаче лица, совершившего преступление на территории Российской Федерации.
Судебными и следственными органами Российской Федерации запрос о выдаче может быть направлен лишь при наличии у запрашиваемого лица российского гражданства, в случае достоверного установления факта отсутствия гражданства государства, на территории которого лицо находится, а также в случае, если запрашиваемое лицо является лицом без гражданства (апатридом) или гражданином третьего государства.
Необходимо также учитывать, что исчисление сроков расследования уголовных дел, а равно продление сроков производства предварительного следствия либо дознания по данным уголовным делам, связанным с выдачей лиц, производится в установленном российским законодательством порядке, в соответствии с требованиями УПК РФ (а при направлении уголовного дела для дальнейшего расследования в другое государство, продление процессуальных сроков производится надзирающими прокурорами по соответствующим ходатайствам следственных органов).
Любые решения, лежащие в основе запроса о выдаче, должны быть законными, обоснованными и, на момент направления указанного запроса - вступившими в законную силу.
Место, время и другие условия передачи выдаваемого лица определяются компетентными учреждениями юстиции запрашиваемой стороны в соответствии с правилами, установленными в международном договоре. Например, в соответствии с требованиями Минской конвенции, для ее участников, а в частности, для Российской Федерации, организация получения арестованного лица и его доставление в соответствующий следственный изолятор возлагается на Генеральную прокуратуру РФ, которая поручает непосредственное исполнение данной процедуры органам Министерства внутренних дел РФ.
Ведя речь о процедуре выдачи лица в Российской Федерации, следует отдельно остановиться на положениях Указания Генерального прокурора № 32\35 от 20 июня 2002 года «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации», поскольку именно в этом внутриведомственном документе детально урегулирован отсутствующий в тексте Уголовно-процессуального кодекса РФ механизм процесса исполнения запроса о выдаче - с момента задержания разыскиваемого лица и до момента направления материалов экстрадиционной проверки с соответствующим заключением в Генеральную прокуратуру РФ для принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче лица. Так, в соответствии с Указанием № 32\35, территориальные (например, районные) прокуроры по месту задержания и заключения под стражу лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств и, предположительно, подлежащих выдаче, обязаны в течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной либо телетайпной), направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ. Данный лист экспресс-опроса был специально разработан сотрудниками международно-правового управления для незамедлительного установления анкетных данных задержанных лиц и проведения их краткого опроса по существу задержания в целях последующего оперативного урегулирования вопросов, связанных с направлением запрашивающей стороной намерения требовать выдачу и с ускорением последующего направления непосредственно текста запроса. Лист экспресс-опроса появился в правоприменительной практике органов российской прокуратуры после вступления в законную силу УПК РФ и в основном, согласно результатам опроса работников прокуратуры, проведенного посредством анкетирования, было воспринято территориальными прокурорами на местах как действительно необходимое требование, направленное на обеспечение на уровне Генеральной прокуратуры РФ должной оперативности при получении от инициатора розыска подтверждения намерения требовать выдачу задержанного лица, с последующим ускоренным направлением текста соответствующего запроса. В качестве небольшого отступления, в связи с представленной в Указании № 32\35 формулировкой «территориальные прокуроры по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче» (далее -прокуроры на местах), хотелось бы конкретизировать, что под данными прокурорами подразумеваются такие должностные лица, как прокурор района или его заместитель, осуществляющий надзор за следствием и дознанием в органах внутренних дел.
В частности, в конце 90-х годов, в среде сотрудников прокуратуры Санкт-Петербурга возникали дискуссии о том, могут ли быть обязанности по подготовке материалов экстрадиционной проверки, в связи с занятостью руководства на местах, но в то же время с учетом высокой степени ответственности, возложены на помощников районных прокуроров. Результат дискуссии свелся к тому, что официальные прокурорские документы по материалам экстрадиционной проверки (например, бланк получения сотрудником прокуратуры объяснения от задержанного) должны быть подготовлены от имени прокурора района либо его заместителя, а заключение по результатам проверки - от имени прокурора района, либо от имени заместителя прокурора района, но с угловым штампом «Утверждаю», подкрепленным подписью прокурора района.
Осуществляя экстрадиционную проверку, прокуроры на местах обязаны получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, о месте и времени фактического проживания и регистрации, а также о гражданстве, о предоставлении убежища, об обстоятельствах и мотивах уголовного преследования на территории иностранного государства и о возможных известных им препятствиях для их выдачи, с проверкой подлинности документов, имеющихся у этих лиц, с установлением достоверности данных о личностях задержанных и с проверкой их гражданской принадлежности. Применительно к проверке гражданства, в необходимых случаях (при наличии сомнений) прокуроры должны истребовать соответствующие заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов РФ или консульских учреждений Министерства иностранных дел РФ о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.
На примере практики, существующей в органах прокуратуры Санкт-Петербурга, можно отметить, что такими необходимыми случаями обращения прокуроров в Управление паспортно-визовой службы (УПВС) ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области за получением соответствующих заключений о гражданстве, в основном являлись:
- устные либо письменные заявления задержанных лиц об их принадлежности к российскому гражданству либо об отсутствии у них гражданства какого-либо государства, либо о наличии двойного гражданства (в том числе российского);
- отсутствие у задержанного лица документа, удостоверяющего личность (при установлении его личности посредством дактилоскопической карты и или по показаниям свидетелей);
- наличие у задержанного лица паспорта старого образца (паспорта гражданина СССР) без соответствующего вкладыша, свидетельствующего о принадлежности к гражданству того или иного государства. Указанием № 32\35 на прокуроров на местах возлагается и ответственность за проверку наличия и подлинности официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано, его выдача может быть отсрочена, либо лицо может быть выдано на время.
В части данного требования, на примере практики органов прокуратуры Санкт-Петербурга, следует отметить, что прокуроры на местах, при подготовке своих заключений по материалам экстрадиционной проверки, в подавляющем большинстве случаев выполняют указанное выше требование Генерального прокурора РФ. В исключительных случаях, при отсутствии мнения районного прокурора о наличии либо отсутствии оснований для отказа в выдаче задержанного лица, данный пропуск восполняется в соответствующем письме городской прокуратуры, которым материал экстрадиционной проверки препровождается в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса по существу.
В одном из комментариев к действующему Уголовно-процессуальному кодексу РФ указывается: «Процесс экстрадиции состоит из нескольких этапов, каждый из которых регламентирован международно-правовыми документами, нормами раздела XVIII УПК РФ, федеральными, ведомственными и межведомственными нормативными актами». В этой связи необходимо отметить, что Указание № 32Y35, являясь лишь ведомственным нормативным актом, несет на себе существенную нагрузку, восполняя имеющийся в действующем УПК РФ пробел относительно регламентации процедурного вопроса предварительного задержания лиц (до заключения под стражу) в рамках проводимой экстрадиционной проверки.
Так, в соответствии с рассматриваемым Указанием, до поступления из органов государств-инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу, прокуроры на местах должны обеспечить содержание этих лиц в изоляторах временного содержания (далее - ИБС) в районных управлениях внутренних дел, а в случае непоступления документов об аресте - производить освобождение с уведомлением вышестоящих прокуроров (соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации, имеющих прямые контакты с международно-правовым управлением Генеральной прокуратуры РФ).
В части сроков содержания в ИВС задержанных лиц, Указание № 32\35 Генерального прокурора РФ от 20 июня 2002 года «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации», не имеет принципиального отличия от предшествовавшего ему и утратившего в настоящее время силу Указания № 42\35 Генерального прокурора РФ от 23 июня 1998 года «О порядке рассмотрения ходатайств др
--------
С уважением, адвокат Антон Лебедев
+7 (921) 320-0433