11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Адвокатура и международные стандарты. В современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т.е. международные стандарты адвокатской деятельности, которые направлены на обеспечение одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. Основу правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях"; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию"; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.); Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.).
Однако при первом же прочтении Постановления возникает вопрос: почему координация и регулирование деятельности государственных юридических бюро в соответствии с п. 4 возложены на Федеральную регистрационную службу? Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. о вопросах Федеральной регистрационной службы определяет основные задачи Росрегистрации.
В данном вопросе применен остаточный принцип, иными словами, не сумев закрепить оказание юридической помощи за каким-либо другим государственным органом, законодатель просто возложил эту обязанность на Федеральную регистрационную службу. Положение об оказании бесплатной юридической помощи значительно расширяет круг лиц, которые имеют право на ее получение, по сравнению с Федеральным законом, а также не ограничивает случаи, в которых такая помощь должна оказываться. И это является огромным преимуществом проводимого эксперимента <1>. Однако к определению круга лиц, которым юридическая помощь должна оказываться бесплатно, Министерство юстиции, разработавшее этот проект, подошло не дифференцированно. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Кроме того, четкое определение величины прожиточного минимума в каждом регионе может привести к тому, что в случае переезда в другой субъект Российской Федерации гражданин может потерять право на обращение за оказанием ему государственной юридической помощи.
--------------------------------
<1> См.: Семенов А.И. По материалам
http://www.tsu.tmb.ru/nu/ (05.08.2005).
Показательным примером в данном плане является Финляндия, где оказание помощи за счет государственных средств осуществляется на основе Закона от 5 апреля 2002 г. "О юридической помощи". Граждане не связаны рамками своего места жительства и могут получить такую помощь в любом округе Финляндии <1>. По постановлению правительства воспользоваться услугами государственных юридических бюро могут те, чей доход за последние три месяца не превысил прожиточного минимума. Вопрос заключается в том, что большая часть проблем этих граждан вызвана неправомерными действиями государства в лице конкретных чиновников <2>.
--------------------------------
<1> См.: Мусатов В.В. По материалам
http://www.bestlawyers.ru/php/ (21.08.2005).
<2> См.: Семеняко Е.В.
http://www.kadis.ru.
В вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению в самом Министерстве юстиции единой позиции до начала функционирования юридических бюро не было. Например, позиция главного специалиста отдела организации, координации и контроля ГУ Министерства юстиции РФ по УрФО В. Кобякова заключается в следующем: "Все услуги, которые оказываются на безвозмездной основе, не совсем актуальны для нынешней России" <1>. Безусловно, многие граждане воспримут с ликованием создание бесплатного бюро. Но есть и серьезные сомнения в их эффективности. Первое - это проблема кадров.
--------------------------------
<1> По материалам
http://www.nakanune.ru (15.10.2005).
Эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро был продлен на весь 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 676 "О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <1>. Министерству финансов РФ надлежит обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, в размере 65,03 млн. руб. в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Росрегистрации.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4906.
Все сказанное, думается, подтверждает бесспорное обстоятельство: нельзя в России образовать квалифицированную юридическую помощь, минуя адвокатское сообщество. Законодатель установил, что адвокатской деятельностью признается "квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката". Понятие квалифицированной юридической помощи введено Конституцией РФ и гарантировано каждому (ст. 48) <1>.
--------------------------------
<1> Известно, что управление социальными процессами требует крайней осмотрительности. А любые попытки их правового регулирования таят в себе серьезные опасности, если не основаны на трезвой оценке и учете как ближайших, так и отдаленных последствий.
ПРАВОВОЙ СТАТУС АДВОКАТА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
М.А. КОСАРЕВ
Косарев Максим Александрович - почетный адвокат России, лауреат серебряной медали имени Плевако, адвокат коллегии адвокатов "МОСЮРЦЕНТР".
При исследовании вопроса о правовом статусе адвоката и тесно связанного с ним вопроса о статусе адвокатуры в России следует обратиться к обширному опыту организации и деятельности адвокатуры в других странах. Исследование правового положения института адвокатуры в системе органов государственной власти, местного самоуправления, структур гражданского общества в зарубежных странах поможет, с нашей точки зрения, не только понять степень разработанности в Российской Федерации исследуемой проблемы, но и прогнозировать развитие института адвокатуры в нашей стране, а также открывает широкие перспективы для оптимизации законодательных предложений. При этом следует учитывать и то, что "общепризнанные принципы и нормы международного права... являются составной частью правовой системы" Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ), и это обязывает при совершенствовании национального права и правовых институтов не замыкаться рамками отечественных традиций.
В Заключении по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.) подчеркивалось, что правовая система нашей страны все еще страдает рядом недостатков, что при доработке важнейших правовых актов (УК, УПК, ГК, ГПК РФ) в основу их концепции будут положены принципы и стандарты Совета Европы. Отдельный пункт Заключения (VI) был посвящен адвокатуре России: "Статус адвоката будет защищен законом; будет учреждено профессиональное объединение адвокатов" <1>. Вот почему в работе будет уделено особое внимание вопросу правового статуса адвоката в других странах.
--------------------------------
<1> См.: Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003. С. 27 - 28.
Адвокатура является составной частью правовой культуры страны, поэтому мы рассмотрим устройство адвокатуры в США и Франции, поскольку теория права относит эти государства к особо ярким представителям различных правовых систем: англо-саксонской и романо-германской.
Кроме того, будут исследованы вопросы статуса адвоката в Германии и Великобритании; Финляндии - государства, которое в ходе развития института адвокатуры использовало и опыт Российской империи (до октября 1917 г.), и свои традиции; Южно-Африканской Республики (ЮАР) - государства Африканского континента, где адвокатура в течение длительного времени развивалась довольно самобытным путем, опираясь на англо-саксонскую и романо-германскую системы.
Считаем необходимым рассмотреть вопросы статуса адвокатуры и адвокатов в странах - участницах Союза Независимых Государств (СНГ), в которых при формировании национальной адвокатуры в существенной мере проявляются степень развитости правовой сферы, исторические и национальные традиции, политические ориентации, влияние опыта и традиций совместного развития этих независимых государств в составе СССР.
Будет рассмотрен опыт развития института адвокатуры Китайской Народной Республики - государства, идущего по пути построения социализма, которое при создании в КНР адвокатуры на определенных этапах активно использовало опыт СССР.
Порядок и основания приобретения статуса адвоката
Условия доступа к адвокатской профессии во Франции довольно жесткие и определены Декретом 1972 г. Для этого необходимо иметь французское гражданство и диплом по специальности высшего учебного заведения (как минимум магистра права); лицо, желающее стать членом ассоциации адвокатов, не должно иметь судимости, а также взысканий за серьезные дисциплинарные или административные проступки; не быть соучастником банкротства по линии какой-либо фирмы или предприятия.
Лицо, соответствующее указанным требованиям, должно выдержать вступительные экзамены в центре профессиональной подготовки (два письменных и устный), проучиться там год, пройти теоретический курс и практическую стажировку, а затем сдать выпускные экзамены (1 письменный и 3 устных). При соблюдении этих условий юрист вступает в ассоциацию адвокатов и принимает присягу следующего содержания: "Присягаю как адвокат исполнять свои функции с достоинством, добросовестно, независимо, честно и гуманно". После этого он уже в качестве адвоката проходит двухгодичную стажировку по специальности и получает свидетельство.
Адвокатом во Франции может стать также гражданин одного из государств Общего рынка при наличии условий взаимного признания дипломов о высшем образовании. Кроме того, иностранцы должны соответствовать ряду особых требований.
В Германии деятельность и построение адвокатуры регламентирует специальное законодательство. Это Федеральный закон об адвокатуре, принятый 1 августа 1959 г., и Федеральное положение об оплате услуг адвокатов, принятое 26 июля 1957 г. Согласно Государственному договору об экономическом, валютном и социальном союзе, заключенному между ФРГ и ГДР и вступившему в силу с 1 июля 1990 г., на территории бывшей ГДР стали применяться законы ФРГ. Соответственно, в настоящее время эти два нормативных акта действуют на всей территории объединенной Германии.
К адвокатской деятельности допускается только тот, кто в соответствии с Законом о судоустройстве может быть признан пригодным к исполнению судебных обязанностей. Для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования.
Соискатель, имеющий высшее юридическое образование, должен прослушать курс права в течение 6 семестров в одном из университетов Германии, а затем успешно сдать два специальных экзамена. Первый экзамен можно назвать выпускным, поскольку сдается он в том учебном заведении, в котором обучался будущий судья или адвокат. Следующий этап - стажировка (от трех с половиной до четырех лет) в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре. Оплата стажировки - за счет казны (специальных фондов земельных органов власти). После окончания стажировки наступает время для сдачи второго экзамена. Этот экзамен проводится под эгидой министерства (управления) юстиции соответствующей административной территории (земли). Именно министерство (управление) разрабатывает программу экзамена и формирует экзаменационные билеты, издает методические пособия, создает экзаменационную комиссию. Это уже не экзамен на знания, а экзамен на практические навыки на владение профессией. Сдавший его может стать и судьей, и адвокатом. Из этого правила есть лишь одно исключение: и без стажировки, и без экзамена адвокатом может стать юрист, имеющий степень доктора права Германии.
Вопрос о допуске к адвокатской практике решает министерство (управление) юстиции той же земли, на территории которой проживает соискатель. Однако решение принимается с учетом мнения территориальной коллегии адвокатов. После получения ходатайства министерство запрашивает мнение коллегии адвокатов округа, в котором заявитель собирается работать. Максимальный срок для дачи ответа - два месяца. Однако, если за это время коллегия никак не отреагировала на запрос о ее мнении по поводу заявителя, не высказала своего мнения, считается, что возражений со стороны коллегии нет.
Закон об адвокатуре содержит исчерпывающий и весьма подробный (десять пунктов) перечень оснований, по которым соискателю может быть отказано в удовлетворении его ходатайства. Гражданин не будет допущен к адвокатской практике, если он:
- был лишен по решению Федерального конституционного суда основных гражданских прав;
- по решению суда лишен права занимать публичные должности;
- по решению суда был исключен из адвокатуры;
- по решению дисциплинарного суда был уволен из органов правосудия;
- был обвинен в совершении поступка, недостойного адвокатского звания;
- противозаконным способом участвует в борьбе против существующего в Германии общественного строя;
- вследствие своих физических недостатков или слабости духовных сил длительное время будет не в состоянии надлежащим образом исполнять адвокатские функции;
- занимается деятельностью, не совместимой с профессией и репутацией адвоката;
- ограничен решением суда в праве распоряжаться своей собственностью;
- является судьей или государственным служащим (за исключением случаев, когда эти функции выполняются на общественных началах) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Барщевский М.Ю., Сарайкина О.В. Закон об адвокатуре: Хотели как лучше, получилось?.. М., 2004. С. 7 - 8; 40 - 41.
Адвокат имеет право осуществлять адвокатскую практику только в одном суде, к которому он приписан. Возможно получение разрешения на работу в других судах, но только в интересах правосудия и в виде исключения. Юристу, допущенному к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, адвокатская практика в любом нижестоящем суде запрещалась без каких бы то ни было исключений.
В Финляндии деятельность адвокатов регламентируется Законом "Об адвокатуре" от 1959 года. Контроль за деятельностью адвокатов осуществляется их публично-правовым объединением, Ассоциацией адвокатов Финляндии, для приема в члены которого требуются, кроме высшего юридического образования, достаточный практический опыт вспомогательной работы, связанной с адвокатской деятельностью, а также сдача специального экзамена адвоката.
Ассоциация адвокатов предоставляет звание адвоката по ходатайству кандидата. Требованиями к нему являются: наличие высшего юридического образования; достаточный практический опыт; сдача организационного Ассоциацией адвокатов экзамена адвоката для показания достаточной квалификации; честность и пригодность к профессии адвоката; достаточная материальная обеспеченность для занятия профессиональной деятельностью <3>.
--------------------------------
<3> Халберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. Хельсинки, 2002. С. 44.
Кроме того, в Финляндской Республике для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана разветвленная структура государственных юридических бюро, организационно подведомственных Министерству юстиции и расположенных, как правило, в тех же районах, где и уездные суды. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах, хотя основное внимание уделяется помощи в социальной сфере (спорам по трудовым, пенсионным, семейным отношениям и т.п.). Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена пробная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи. При совокупном доходе свыше 1400 евро бесплатная или льготная государственная юридическая помощь не предоставляется. В конкретных случаях государственным юридическим бюро предоставлено право нанимать специального адвоката для оказания юридической помощи малоимущему гражданину в суде и оплачивать его услуги. Содержание государственных юридических бюро осуществляется за счет средств государства, а также частичной оплаты их услуг гражданами в указанных выше случаях.
В США нет нормативно-правового акта, который закреплял бы права адвоката в судопроизводстве. Статус защитника вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики.
Основополагающее условие участия адвоката в судопроизводстве, изложенное в поправке VI (1791 г.) к Конституции США: "При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорбный и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты".
В свою очередь, эта поправка нашла свое развитие в ряде решений судов (1963 г., дело "Гидеон против Уэйнтрайта"; 1966 г., дело "Миранда против штата Аризона"; 1977 г., дело "Брюер против Вильямса" и т.д.). Суть этих решений сводится к следующим принципам: право на адвоката является фундаментальным и необходимым для справедливого суда, при этом право на адвоката имеет каждый, может быть назначено наказание в виде лишения свободы; адвокат должен участвовать в тех процессуальных действиях, где он может оказать обвиняемому "помощь, чтобы справиться с правовыми проблемами, или дать совет, когда ему противостоит другая процессуальная сторона".
Таким образом, участие адвоката-защитника обязательно в любом судебном заседании вне зависимости от того, признал ли подсудимый себя виновным или нет.
Выпускник юридического вуза вместе с дипломом и степенью не обретает автоматического права заниматься адвокатской практикой. Для того чтобы получить патент на адвокатскую практику, ему необходимо пройти дополнительную аттестацию. Причем патент выдается на право заниматься адвокатской практикой не вообще, повсеместно в США, а только на территории этого штата, где собирается практиковать данный кандидат в адвокаты.
Условия допуска к адвокатской практике устанавливаются обычно верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске решается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов.
При решении вопроса о допуске к адвокатской практике комиссия исходит из моральных качеств кандидата и результатов проводимого ею экзамена.
Изучение моральных качеств предваряет экзамен и состоит в исследовании документов, представляемых самим кандидатом. Если у комиссии возникнут какие-либо сомнения по поводку правдивости предоставленной информации, она вправе провести негласную проверку полученных данных. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информации о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алкоголизмом. Нередко о моральном облике соискателя патента справки наводятся и у его соседей по месту жительства.
Экзамен состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20 - 30 вопросов, касающихся толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен. Решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в суде.
Разрешение на ведение дел в федеральных судах выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.
В Англии адвокатура (advocacy) - институт, который до недавнего времени (до принятия Закона о судах и правовом обслуживании 1990 г.) в Англии официально не признавался. Считалось, что применительно к английской правовой практике, об адвокатуре можно говорить со значительной долей условности - как о представителях юридической профессии, входящих в корпорации барристеров или солиситоров <4>. Обе корпорации имеют свою богатую историю, начавшуюся еще в XII - XIII вв. <5>. Они возникли и развивались как два совершенно самостоятельных и даже конкурирующих объединения, каждое из которых играло существенную роль в производстве по уголовным делам. Но эти различия постепенно сглаживаются, и не исключено, что в конце концов произойдет полное слияние и будет образована единая корпорация юристов, призванных заниматься оказанием юридических услуг в широком смысле этого слова, в том числе осуществлять защиту лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.
--------------------------------
<4> См.: Апагова Т.В. Суды и судебный процесс в Великобритании. М., 1996. С. 61 - 75.
<5> См.: Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 284.
Существенным моментом, характеризующим специфику статуса английских юристов, допущенных к ведению дел в судах, является то, что они могут выступать на стороне обвинения в судах по поручению не только частных лиц, но и государственных органов, осуществляющих функцию преследования лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.
Одновременно со сближением статуса барристеров и солиситоров в Англии идет также процесс модификации статуса не относящихся к их корпорациям практикующих юристов, например королевских представителей, регистраторов недвижимости и сделок с нею, др. Последние в некоторых отношениях стали приравниваться к барристерам и солиситорам. В целом все представители названных профессий после издания Закона 1990 г. официально называются адвокатурой.
В Южно-Африканской Республике (ЮАР), чтобы обрести статус адвоката высшей квалификации (attorney), необходимо сначала получить в университете базовое юридическое образование - пройти полный курс обучения на юридическом факультете, получить диплом юриста и проработать от трех до шести месяцев в Верховном суде, где, естественно, рассматриваются наиболее сложные дела. А затем пройти полуторагодичную стажировку в крупной юридической фирме.
И только после обретения практического опыта на правовом поприще кандидат может быть допущен к квалификационным экзаменам. При условии успешной сдачи он официально получает квалификацию адвоката и право вступить в ассоциацию адвокатов при Верховном суде ЮАР.
Возможен и другой более простой вариант: работать на адвокатском поприще и не сдав квалификационных экзаменов. Но тогда это более низкий статус. "Простой" адвокат может работать с доверителями, но не в суде. А в суде имеет право отстаивать интересы доверителей адвокат высшей квалификации (attorney). В Верховном суде работают специалисты именно такого уровня.
Полномочия адвокатов
С конца XIX в. во Франции утвердился принцип независимости адвокатской профессии, которая традиционно занимала престижное место в общественной жизни страны. Адвокаты во Франции всегда пользовались гораздо большей свободой, чем в других странах Европы, что, в свою очередь, позволило сформировать богатейшие традиции французской адвокатуры.
По Закону от 31 декабря 1971 г. произошло слияние ряда адвокатских профессий (адвоката, поверенного и консультанта-эксперта в коммерческих судах) в единую профессию адвоката. В 1992 году также произошло слияние адвоката и юридического советника в новую единую адвокатскую профессию. Указанные изменения были вызваны тем, что традиционно адвокатские ассоциации были организованы при судах соответствующих инстанций, считались независимыми и не состояли в отношениях какой-либо соподчиненности, не принимая единых профессиональных стандартов, что в настоящее время представляется необходимым. В рамках указанных преобразований была создана единая адвокатская ассоциация, а также учрежден Центр профессиональной адвокатской подготовки.
В настоящее время существует три категории адвокатов, имеющих право выступать в суде: солиситоры, барристеры и барристеры перед Советом. Солиситоры имеют право на представление интересов в судах первой инстанции, барристеры - в апелляционных судах и, наконец, стороны в кассационном суде в Совете государства должны быть представлены специалистам - барристерами перед Советом.
Адвокаты вправе работать самостоятельно или объединяться на условиях партнерства с другими адвокатами. С 1992 г. адвокатам также разрешено работать в коммерческих организациях. Кроме того, адвокат может нанимать других адвокатов.
Адвокат, работающий по найму у другого адвоката, не вправе иметь собственную клиентуру. При этом всю полноту гражданско-правовой ответственности несет адвокат-наниматель. При этом адвокат, работающий по найму, обязан в своей деятельности указывать данные адвоката, на которого он работает. Формы совместной работы адвокатов чрезвычайно разнообразны и классифицируются по мере ответственности адвоката за деятельность его партнера, а также по форме оплаты труда.
Адвокаты Франции объединены в ассоциации (ордера). В каждом судебном регионе существует только одна ассоциация. Существует 181 региональный суд и соответственно столько же адвокатских ассоциаций.
Парижский орден адвокатов, основанный в XVII в., по сведениям на 2000 г., состоял из 7 тысяч профессионалов, без которых является немыслимой общественная и экономическая жизнь большого региона. Его бюджет исчисляется примерно 100 млн. франков, что позволяло провести 27 тыс. бесплатных консультаций в год для населения, это 9,5 тысяч уголовных дел, в которых адвокаты участвовали по назначению, это 12 вспомогательных служб, которые находятся в распоряжении адвокатов, это центры подготовки и исследовательские центры, которые их обслуживают, и многое другое <6>.
--------------------------------
<6> Галаганов А.П. Организация и принцип деятельности российской адвокатуры в условиях формирования правового государства // Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 184 - 185.
Главой ассоциации адвокатов является председатель, избираемый тайным голосованием членов ассоциации (включая стажеров) сроком на два года. В компетенцию председателя входит представление интересов ассоциации перед государственными органами и общественными организациями, разрешение споров между адвокатами, применение дисциплинарных взысканий к адвокатской ассоциации, руководство службами ассоциаций; он является председателем Совета ассоциаций.
На национальном уровне адвокатура Франции представлена Советом ассоциаций адвокатов, которая избирается членами ассоциации. Основной деятельностью Совета ассоциаций адвокатов Франции, является координация учебных центров по подготовке адвокатов, представление сообщества адвокатов перед государственными органами и общественностью. Также Совет ассоциаций имеет право вырабатывать дисциплинарные и этнические нормы для всей профессии.
На адвокатов в Германии возложены следующие полномочия в соответствии с Федеральным законом об адвокатуре:
1) дача советов и консультаций (информации) по юридическим вопросам;
2) представительство клиентов, выступающих в качестве стороны в гражданском процессе (в суде и во внесудебных органах);
3) защита обвиняемого или подсудимого по уголовному делу (это также считается формой представительства клиента, но уже в рамках уголовного процесса) в суде и/или органах следствия. В рамках уголовного процесса адвокат может выступать и в качестве представителя интересов потерпевшего;
4) закон представляет адвокату право заключить договор с клиентом на управление имуществом последнего;
5) адвокат может выполнять функции юрисконсультов, но по специальному договору, так как официально он не может работать юрисконсультом в соответствии с Федеральном законом, который определяет адвокатуру как "независимый орган правосудия" (имеется в виду правосудие в широком смысле слова - правоохранительная деятельность, юстиция).
Коллегии адвокатов образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, "приписанных" к суду одной и той же земли. Министерство (управление) юстиции земли может дать согласие на образование второй коллегии на территории данного округа, но лишь в том случае, когда количество практикующих там адвокатов превысит 500 человек.
Все существующие в Германии коллегии адвокатов объединяются в Федеральную палату адвокатов. Высшим органом коллегии является общее собрание ее членов, собрание избирает правление коллегии, устанавливает размер членских взносов и порядок их уплаты, решает вопросы социального обеспечения адвокатов коллегии и членов их семей, вопросы стажировки, выделения средств на общеколлегиальные нужды, возмещения расходов членов правления и членов суда адвокатской чести.
Исполнительным органом коллегии является правление, обычно состоящее из семи человек.
Однако не все немецкие адвокаты объединены в коллегии. Но если адвокат - не член коллегии, то он никогда не сможет работать при федеральном суде, возникнет у него и ряд других проблем.
В Ассоциации адвокатов Финляндии около 1500 адвокатов. Помимо них в адвокатских фирмах работают помощники адвокатов. Часть консультантов, работающих в государственных бюро юридической помощи, являются членами Ассоциации адвокатов.
Кроме адвокатов, в Финляндии юридическую помощь могут оказывать и другие лица. Однако с целью сохранения высокого уровня правовой помощи возможно получение от государства материальной поддержки для оплаты труда адвоката, поскольку получение юридической помощи не должно зависеть от материального положения гражданина. Адвокатская деятельность предусматривает доверительные отношения между клиентом и адвокатом <7>.
--------------------------------
<7> Халберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. Хельсинки, 2002. С. 45.
В Соединенных Штатах Америки каждый адвокат-защитник обязан быть полностью лояльным по отношению к своему клиенту. Любая информация, касающаяся рассматриваемого дела, сообщенная адвокату клиентом, является конфиденциальной. Адвокат не может в одностороннем порядке раскрыть конфиденциальную информацию, а государство не может принудить его разгласить эту информацию. Адвокат должен использовать все тактические приемы защиты, согласующиеся с нормами профессиональной этики, чтобы обеспечить своему клиенту справедливый суд. Если у адвоката конфликт интересов, личная предвзятость или предубежденность, которые препятствуют активному и полному представлению интересов клиента, адвокат не может представлять этого клиента. Но прежде всего, адвокат должен быть независим. Не должно быть и тени сомнения в том, что позиция адвоката не зависит от государственного обвинения или суда.
Более половины адвокатов в США работают в одиночку либо вместе с двумя-тремя адвокатами. Однако основной по значимости в американском сообществе формой адвокатской деятельности являются крупные (более пятидесяти адвокатов) адвокатские фирмы. Такие фирмы, как правило, не занимаются уголовными делами и предпочитают вести дела обеспеченных клиентов, преимущественно корпораций.
Часть адвокатов работает в ведомствах "публичных защитников" - организациях, финансируемых из бюджета Штата и обслуживающих на бесплатной основе обвиняемых из числа неимущих граждан. Существуют и аналогичные службы юридической помощи неимущим, финансируемые из федерального бюджета. Головной организацией этих служб является Корпорация по оказанию юридической помощи, учрежденная и финансируемая Конгрессом.
Адвокатские конторы, "защищающие интересы общества", не ведут дела отдельных клиентов, а выступают с исками против государства или корпораций, связанными с охраной прав и интересов крупных категорий граждан (потребителей, политических активистов, избирателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраны здоровья населения (например, иски против предприятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций). Многие адвокаты работают в юридических службах общественных организаций, ориентирующихся преимущественно на судебно-правовые способы реализации своих задач <8>.
--------------------------------
<8> См.: Уголовная защита бедных в Нью-Йорке. СПб., 1987. С. 400 - 403.
В США в каждом штате имеется ассоциация адвокатов штата. В большинстве штатов установлено обязательное членство в ассоциации для всех лиц, допущенных к адвокатской практике. Однако в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассоциации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвокатов создаются на добровольной основе Общенациональной организацией адвокатов с добровольным членством является Американская ассоциация юристов. В задачи ассоциаций входят: установление норм профессиональной этики, содействие адвокатам, принятие дисциплинарных мер, разработка стандартов адвокатской деятельности, содействие совершенствованию права и осуществлению правосудия и т.п.
В современной Англии барристеры и солиситоры почти в равной мере принимают активное участие в производстве по уголовным делам. Они призваны делать не только, что считается привычным для российского адвоката-защитника или его коллег из стран континентальной Европы: участвовать в исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств и произносить речи в качестве защитников, представлять интересы обвиняемых при принятии судами решений по конкретным вопросам, возникающим в ходе предварительного расследования, либо в судебных инстанциях, проверяющих законность и обоснованность приговоров. В силу специфики английского уголовного судопроизводства их профессиональным долгом при осуществлении защиты является также организация т.н. параллельного расследования - непосредственного сбора оправдательных доказательств либо установления сотрудничества с привлекаемыми частными детективами, другими специалистами, необходимыми для "обработки" доказательств защиты <9>.
--------------------------------
<9> Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. М., 2001. С. 81.
Для полномочий адвокатов исследуемой нами группы стран характерно осуществление юридической помощи неимущим, или, иначе говоря, предоставление этой категории лиц бесплатной юридической помощи.
Во Франции бесплатная или льготная правовая помощь установлена для обвиняемых и оплачивается государством по утвержденным расценкам. После реформы, проведенной в январе 1972 г., стало возможным соизмерять объем юридической помощи с имеющимися у клиента средствами, освобождая его от части судебных расходов. Как и в Российской Федерации, вознаграждение адвокатов за бесплатную юридическую помощь достаточно скромное и оплачивается с большим промежутком во времени. При этом объем такой помощи порой доходит до 50% всех гражданских и уголовных дел. Ситуация осложняется еще и практикой привлечения адвокатов к предварительному следствию по назначению.
В ФРГ предусматриваются случаи бесплатной юридической помощи по уголовным делам за счет земли ФРГ или государственной казны.
В Англии по общему признанию существует наиболее разработанная система юридической помощи малоимущим. Она включает в себя как защиту по уголовным делам, так и представительст